top of page
  • Фото автораТехнологи добра

Меркурий Васильевич Шарапов

Обновлено: 15 мар. 2022 г.

Одной из главных достопримечательностей города Серпухова является старинная городская баня, расположенная на Театральной улице. Многие горожане любят ходить туда каждую неделю помыться-попариться, совершенно не догадываясь при этом, что потомки владельцев этой замечательной бани живут совсем рядом, отделенные от ее территории лишь небольшим забором. О своих родных и о тех далеких временах, нам рассказал Меркурий Васильевич Шарапов:

Мой прапрадед, крестьянин Владимирской губернии, Павел Иванович Савин, вместе с женой Марией Ивановной, приехал в Серпухов в 1850 году. Купив землю в Кишкинском переулке, он построил на ней деревянную баню и дом. В те годы на этой улице селились неохотно, потому что земля постоянно затапливалась рекой Нарой, домов здесь было немного, все больше ветхие лачуги с земляными полами.



Павел Иванович выстроил не маленькую домашнюю, а публичную или, как их тогда называли-торговую баню, которые тогда в больших и малых городах России были показателем уровня культуры. Свое название такие бани получили потому, что частенько их строили недалеко от людных базаров-торга. Испокон веков русский народ любил париться в бане, но из-за земельной тесноты уже далеко не каждый горожанин имел возможность построить рядом с домом собственную баню, к тому же из-за опасности пожаров городские власти запрещали летом топить частные бани, вот и приходилось горожанам ходить в общественные.

В 1869 году в Серпухове были публичные простонародные бани крестьянина Давыдова, на Старобазарной площади, около Соборной горы-бани мещанки Поповой и баня Савиных, родные тогда владели ею вместе с семьей Тарарокиных и помимо простонародных мужского и женского отделений, у них было еще отделение для дворян-мужчин. Как писал о нашей бане местный земский врач: «Устроена она довольно удовлетворительно и содержится хорошо».

Вода в отделения попадала из большого колодца, который был устроен у дома, с помощью лошадей, ходивших по кругу и крутивших огромное колесо: водопровод появился в нашем городе только в 1903 году. До сих пор в нашем саду в этом месте постоянно обваливается земля…

Вскоре Савины став единственными хозяевами, открыли и женское дворянское отделение, а деревянные здания заменили каменными.

Иногда владельцу бани приходилось следить и за экологией в городе. Так в 1883 году, П.И. Савин подал в суд жалобу на «Товарищество мануфактур Н.Н.Коншина». На Ситценабивной фабрике из красильного и отбельного цеха сливалась отравленная вода по подземным деревянным трубам, проложенным под фабричным двором, которая, проходя по канаве, прямиком попадала в колодец Торговых бань, и посетители не раз ругались, обращая внимание на неприятный запах и грязную воду.

Точку в споре поставил мировой судья П.А.Мантейфель 19 декабря 1883 года, обязав фабриканта устроить фильтр для очищения и обезвреживания сточных вод.

Следующей владелицей Торговых бань, стала моя прабабушка. Мария Сергеевна Савина, дочь серпуховского купца Сергея Алексеевича Байбакова, вышла замуж за единственного сына Павла Ивановича, родив в браке пять детей: Федора, Николая, Екатерину, Варвару и Александру-мою бабушку. В честь детей в саду тогда посадили пять тополей.

Мария Сергеевна осталась вдовой еще совсем молодой женщиной, но имея решительный характер и деловую смекалку уверенно взялась за дело. При ней вода стала проводилась трубами к отстойному бассейну, где тщательно очищалась. Были у нее задумки построить новые удобные здания, но грянула революция…

Настоящим ударом для бань, да и всего городского хозяйства в целом, явилось постановление ВЦИК от 20.8.1918 об отмене права собственности на недвижимость. Общественные торговые бани перешли в ведение коммунальных отделов исполкомов.

Мои родные лишились и бани, и отчего дома одновременно, и тогда, Мария Сергеевна решилась на отчаянный шаг: поехала в Москву собирать деньги у родственников, чтобы выкупить у новой власти хотя бы родной дом. Сделать это тогда было непросто. Даже доехать в те годы на паровозе до столицы было огромной проблемой, а уж вернуться назад, да еще с деньгами-это было настоящим чудом.

Две недели домочадцы сидели на собранных чемоданах, но Марии Сергеевне удалось выкупить дом. Второй раз его хотели отобрать уже в тридцатые годы, но тут помогли соседи Красновы и Артамоновы, выступившие в суде с заявлением, что наша семья проживала в нем до революции и это родной дом.

Мой отец, Василий Шарапов, влюбился во внучку Марии Сергеевны, Ольгу, и, бросив семью, в 1936 году женился на ней. Свое необычное имя я получил от священника, крестившего меня, но сверстники дразнили и подсмеивались надо мной не только из-за имени.

В мои детские годы в нашем доме была детская и гостиная, у меня была няня, а когда я подрос, моя двоюродная бабушка, Екатерина Ивановна Бескодарова, специально переехала в наш город, учить меня иностранным языкам. Все это резко отличалось от того, как жили наши соседи.

В войну наша бывшая собственность- баня, не раз выручала нашу семью. От бомбежек мы прятались в одном из ее корпусов, где стояли ванны, для своей буржуйки уголь воровали тоже из бани, а когда горячий шлак из ее котельной скидывали на вагонетки, пекли там картошку и грелись.

Помню после Сталинградской битвы к нам в город прислали пленных немцев, Они любили играть на губной гармошке, были очень вежливы и довольно скоро стали болтать на русском языке. Когда им привозили обед, они часто делились с нами и супом и хлебом. Очень аккуратные, к нашей бане немцы относились трепетно, отстирывая в ней свои серо-зеленые мундиры до идеальной чистоты.

С тех пор прошло много лет. Многое в этом уютном доме напоминает о прежних временах: документы и фотографии, которые бережно хранит жена Меркурия Васильевича, Марина Романовна, большое зеркало в резной деревянной оправе, старинные часы, бесстрастно отмеряющие время и чудом сохранившаяся икона, перед которой когда-то Мария Сергеевна Савина, молилась о благополучии своей семьи…


Елена Сарычева.



17 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page