Сегодня воспоминаниями о своей семье делится с нами ВЯЧЕСЛАВ БОРИСОВИЧ ФЕДОРОВ коренной серпухович, общественный деятель - его родные в далекие довоенные и послевоенные годы проживали в городе Серпухове.
Мой дед - Борис Васильевич Калабухов
Моя бабушка, Калабухова (Иванова) Татьяна Ивановна, родилась в Серпухове, в простой рабочей семье. Жили скромно. Кроме нее в семье было еще трое детей - все мальчики, у двоих из которых была очень интересная судьба.
Иванов Константин Иванович попал на Серпуховский рабфак по разнарядке.
И сегодня еще, напротив храма Всех Святых, стоит кирпичный оштукатуренный двухэтажный дом московского купца первой гильдии П.Г.Фирсанова, построенный в 1895 году, в котором по его желанию была устроена богадельня для «пожилых женщин примерного поведения, неимущих и неспособных к труду, которые сами стесняются просить милостыню».
В 1927 году здесь был открыт первый в нашем городе рабфак, давший название переулку, находящемуся рядом - рабочий факультет, общеобразовательное учебное заведение, осуществлявшее подготовку в вузы молодёжи, не получившей своевременно среднего образования. На рабфак принимались молодые люди от 18 до 30 лет, имеющие трудовой стаж не менее трех лет, комсомольцы или члены партии. Сначала туда принимали без вступительных испытаний (требовалось удовлетворительное владение письменной и устной речью и знание четырех действий арифметики). Но со временем правила ужесточились. С 1921 года был введен принцип командирования в вузы абитуриентов партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями. Поступающие, получившие командировку, принимались в первую очередь, однако они должны были иметь уровень подготовки, предъявляемый к выпускникам школ II ступени и рабочих факультетов. В Серпухове триста человек стали его первыми учениками.
Константин очень был дружен с семьей Аристовых - местных революционеров. Карьера его была успешной, вскоре из Серпухова его перевели в Москву - в аппарат Центрального Комитета. Отлично себя зарекомендовав, он уезжает в Белоруссию и становится председателем городского исполнительного комитета Витебска - говоря современным языком - фактически мэром города. В войну организовал подпольное движение, а затем становится одним из его руководителей, членом штаба партизанского движения Белоруссии.
Витебские подпольщики оказывали действенную помощь советским разведчикам. Опираясь на их помощь и поддержку, появлялись подпольные организации и в других городах.
В то время, когда партизаны почти непрерывно сражались с фашистскими карателями, нанося врагу большие потери, патриоты-подпольщики Витебска усиливают удары по железнодорожному узлу, устраивают диверсии на аэродроме, в различного рода мастерских по ремонту танков, автомашин и мотоциклов, ведут работу по разложению вражеских формирований.
В жестоких схватках с врагом почти каждый третий участник городского подполья отдал свою жизнь за Советскую Родину.
Константин Иванович погиб, участвуя в одной из военных операций. После освобождения Витебска похоронен там и записан Почетным гражданином этого города.
Его брат, Иван Иванович Иванов, окончив Бауманское Высшее техническое училище по специальности инженер-химик, начал работать в Москве, а после войны-в 1947 году становится начальником отдела Управления атомной промышленности (сфера - мирный атом). Эту программу курировал лично Л.П. Берия, стилем которого было доверие к тем, кто заслуживал. По воспоминанию родственников, он так говорил о Иване Ивановиче: Единственный в этом отделе, в ком я уверен вполне, - это Иванов Иван Иванович.
СССР и США в конце 40-х приступили к исследованиям и испытаниям возможности применения для выработки атомной энергии. Именно советской Обнинской АЭС было суждено стать первой на Земле атомной электростанцией, подключенной к электросети.
Умер Иван Иванович в семидесятых годах.
Не стоит отрицать, что в судьбе Константина и Ивана большую роль сыграл наш родственник Дмитрий Николаевич Суханов — советский хозяйственный, государственный и политический деятель, в 1936-1952 г.г. - помощник Г.М. Маленкова — советского государственного и партийного деятеля, соратника И. В. Сталина, председателя Совета Министров СССР (1953—1955).
У самой бабушки, Татьяны Ивановны, была двоюродная сестра, которая, приняв монастырский постриг, жила в женском Владычном монастыре и была у матушки Валентины в ключницах.
В 1919-1920 годы часть сестер уехала к родным, иных приютили добрые люди, а престарелые (около 10 человек) поселились в Высоцком мужском монастыре. По воспоминаниям старых прихожан, богослужения во Введенском соборе не прекращались до 1927 года. Летное училище «уживалось» с действующим храмом на одной территории.
В этот период в бывшем монастыре часто служил архиепископ Арсений (Жадановский).
Игуменья Валентина пользовалась среди горожан таким уважением, что за советом к ней ходили даже командиры летного училища. Матушка жила в доме возле монастыря, до самой смерти она не снимала монашеского облачения и наперстного креста.
В нашей семье существует предание, что, когда вывозили древние иконы монастыря, настоятельнице и этой родственнице удалось некоторые иконы спрятать, в том числе и знаменитую «Неупиваемую чашу» - Одну из главных святынь города.
Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», явленная в Серпуховском Владычном женском монастыре в 1878 году, помещалась, как и гробница преподобного Варлаама, в соборном храме, в особо устроенном иконостасе. Со времени явления она имела большую известность, перед нею молились не только жители города Серпухова, но и приезжие из других мест, иногда очень дальних.
По официальным данным, после закрытия Владычного монастыря, в котором находилась икона, она была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1929 году он тоже был закрыт. Все его святыни сожжены на берегу Нары. За время лихолетья иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.
В 1936 году ее арестовали и сослали в лагерь, настоятельница тоже вскоре умерла своей смертью 29 марта 1936 года в возрасте 82-х лет. и никто так и не узнал, где остались лежать захороненные много лет назад иконы, среди которых, возможно, находилась и эта святыня…
Интересно, что в семье стояла подаренная этой женщиной большая хрустальная ваза, которая однажды, на глазах изумленных родственников, рассыпалась на мелкие осколки, хотя ее никто не ронял, а вскоре пришло известие о смерти в лагере нашей родственницы.
Хочется отметить, что в моей семье с довоенных времен мужчины не пьют и не курят - организм просто отторгает алкоголь и никотин - как знать, может, по молитвам этой женщины…
Моя мама, Тамара Борисовна Федорова, по образованию инженер -экономист. Много лет проработала начальником планового отдела сначала на кирпичном заводе, потом в институте нетканых материалов, а затем на серпуховском хлебокомбинате.
Более сорока лет проработала в Машиностроительном техникуме-преподавала юным студентам экономические дисциплины.
На пенсии активно занималась общественной деятельностью - дважды была лауреатом ежегодной премии губернатора «Наше Подмосковье».
Оставила очень интересные воспоминания в видео проектах «Серпухов военный, глазами ребенка» и «Серпухов послевоенный, глазами ребенка».
Война искалечила тысячи детских судеб, отняла радостное детство, которое неповторимо. Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни…
«Однажды, - вспоминала моя мама, - мы с бабушкой пошли в деревню, поменять вещи на продукты, и когда уже были недалеко от нашего дома, немцы начали бомбить город. Одна бомба упала совсем рядом с нами, но не взорвалась. Когда приехали саперы, выяснилось, что внутри нее был не тротил, как полагалось, а песок и записка - «Привет от антифашистов». Так немецкие товарищи спасли нам с мамой жизнь»…
Еще одно интересное воспоминание о вступлении в Серпухов войск из Сибири.
В тот год сильные морозы были в Подмосковье уже в середине последнего осеннего месяца. Крепкие ребята в белых полушубках ехали на танках прямо по нашей улице Ленинского комсомола. Один из водителей настолько устал, что уснул, и танк въехал в угол нашего дома, повредив его - вместо стены была большая дыра. которую бойцы по приказанию подоспевшего командира занавесили солдатскими плащ-палатками. Увидев, что на печке сидят дети, командир дал приказ солдатам остаться и починить дом. В то время это было просто удивительно. К утру стена была как новая, а солдаты поехали догонять свою часть…
- Мой дед, муж моей бабушки, , - продолжает рассказ Вячеслав Федорович, - был очень красивый мужчина. На фронт пошел добровольцем и пропал без вести в 1942 году. Бабушка всю жизнь любила его и больше замуж не выходила…
Записала рассказ Елена Сарычева
Comentarios