- создана в Москве в 1957 году. Она объединяет индийцев, живущих в России – бизнесменов, научных работников, студентов. Фестивали индийской культуры, выставки, презентации новых книг индийских писателей и приглашения из Индии артистов и художников – программа деятельности землячества насыщена и разнообразна.
Президент РОО «Хиндустани Самадж» Кашмир Сингх в статье для «Российской газеты» так рассказывает о «столетиях сердечности» - столетиях дружбы наших стран:
«В анналах истории мы редко находим две такие страны, как Индия и Россия, чьи отношения обладают глубиной огромной сердечности.
То, что началось как знаменательное путешествие купца из русского города Твери в 1466 году, осталось запечатленным в основополагающих принципах наших двусторонних отношений. Афанасий Никитин рассказал русским людям обо всем, что он видел в Индии, создав основу взаимного интереса и приязни.
Прошли годы, русские интересы в Индии росли. Второй этап наших отношений начался в 1900 году, когда в Бомбее было создано первое российское консульство. Вся западная Индия тогда пользовалась российским керосином, который доставлялся в первые годы двадцатого века из Баку через Батуми. А Россия тогда уже была одним из крупнейших покупателей индийского чая…
Третьим важным этапом в индийско-российских связях было установление официальных дипломатических отношений между Индией и Советским Союзом 13 апреля 1947 года, за несколько месяцев до обретения Индией независимости. Визиты в Россию в 20-х годах ХХ века двух крупных общественных деятелей – Джавахарлала Неру и Рабиндраната Тагора – открыли эпоху сближения с социализмом. Четвертым этапом стал исторический визит Н.Хрущева в Индию в ноябре 1955 года, он положил начало индийско-советским экономическим отношениям»…
Добавим к этой исторической справке и незабываемый Бхилаи – в Интернете можно найти воспоминания родственников советских инженеров, работавших там в конце пятидесятых годов прошлого века на строительстве металлургического комбината. Процитируем слова доцента Самарского национального исследовательского университета Бэлы Никитиной, которая занималась обширным проектом, посвященным роли советских инженерно-строительных кадров в советско-индийском сотрудничестве: говоря о том, что в СССР профессия инженера была в почете именно в шестидесятые-семидесятые годы, она пишет: «… и сотрудничество Советского Союза с Индией – один из самых красивых периодов отечественной истории». Не совсем привычное в таком контексте слово «красивый» кажется, тем не менее, точным.
Оно приходит в голову и тогда, когда я рассматриваю интерьер кафе на улице Миклухо-Маклая, где мы разговариваем с Президентом землячества Кашмиром Сингхом и его заместителем Санджаем Ширали. Интерьер, музыка и салаты, которыми меня угощают, – всё изысканно и красиво. Красивы и мои собеседники.
Кашмир приехал из Индии. Судьба его чрезвычайно интересна. Сам он из штата Пендияр, культура которого схожа с казаческой (может быть, поэтому пленила его когда-то Шолоховская Аксинья). Так или иначе, через именно советскую литературу пришла и любовь к России - и отсюда выбор пути.
Родился Кашмир в бедной деревенской семье, но способного мальчика заметили люди из Общества индийско-советской дружбы, помогли поехать на учебу в СССР, и в 1975 году он поступил в Университет им.Патриса Лумумбы (теперь РУДН), на историко-филологический факультет. А кандидатская диссертация Кашмира посвящена индийскому народному восстанию против английского колониального режима 1857 года и реакции на него в России… (Характерная для этого принципиального человека деталь: он не вычеркнул из своей диссертации цитату Л.Брежнева, когда, в соответствии с изменениями в советском руководстве, ему советовали ее убрать).
- Мои убеждения близки к коммунистическим, - говорит Кашмир. - Но, как известно, в советские времена были коммунисты – и были партийные работники. Я, конечно же, не партработник, а если считать коммунистическими идеи всеобщего равенства и братства, то я, конечно, коммунист, причем потомственный, начиная с деда. Развал СССР переживал очень тяжело, и хотел бы и сейчас вернуть ту страну – но на другом уровне идеологии и политики...
Несколько месяцев назад, выступая на празднике землячеств в Московском доме национальностей, Кашмир Сингх признался, что чувствует себя индийским помором – т.к. родился в «поморском» штате Индии. И говорит о том, как важно укрепить единство культур – в многообразии, это всегда актуально и для многоязычной Индии, и для российско-индийских отношений.
«Индийское землячество» много делает для этого единения. Вот лишь один эпизод. Президент землячества выступил на мероприятии в Ясной поляне – это был День доброты, во время которого музею был передан бюст «отца независимой Индии», выдающегося философа и общественного деятеля Махатмы Ганди. «Имеет особое значение, - сказал тогда Сингх, - наследие Ганди и Толстого для формирования межкультурного диалога и толерантности, без которых невозможно представить себе достойную жизнь современного человека».
Татьяна Мадху, супругом которой был один из основателей «Хиндустани Самадж», Мадан Лал Мадху (общественный деятель и литератор, переводчик русской классики), - высоко оценивает работу нынешнего президента Общества, который, по ее мнению, много внимания уделяет привлечению в его руководство энергичных молодых людей, вносящих «свежую струю» в работу организации. «Кашмир Сингх со своими единомышленниками делают всё, чтобы процветало общество «Хиндустани Самадж».
Чтобы «столетия сердечности» не заканчивались…
Татьяна Ефремова
Comentarios